Правительства 70% стран оказываются неспособными защитить себя от коррупции в оборонном секторе
Новый Индекс государственной антикоррупционной политики в оборонном секторе также демонстрирует, что в половине стран, вошедших в исследование, оборонный бюджет вообще не обнародуется или предоставляется очень ограниченная, не детализированная информация
Translation of: 70% of governments fail to protect against corruption in the defence sector
70% стран мира смотрят сквозь пальцы на нерациональные расходы в оборонном секторе и угрозы безопасности, поскольку у них отсутствуют инструменты противодействия коррупции. Это следует из принципиально нового индекса, оценивающего способность государственных органов оказывать противодействие коррупции и предупреждать ее в оборонном секторе, который был обнародован в рамках программы по обороне и безопасности британского отделения Трансперенси Интернешнл (ТИ). К числу тех, кто обладает недостаточным контролем над оборонным сектором, относится две трети крупнейших импортеров оружия и половина самых крупных экспортеров оружия в мире.
По данным индекса, Германия и Австралия – это единственные страны, располагающие надежными антикоррупционными механизмами. В этих странах работают такие меры, как, например, парламентский надзор за оборонной политикой. Девять стран – Алжир, Ангола, Камерун, Демократическая Республика Конго, Египет, Эритрея, Ливия, Сирия и Йемен – демонстрируют критическую степень риска; отсутствие таких основополагающих антикоррупционных мер, как подотчетность, делает введение антикоррупционных механизмов в регулирующие этот сектор законы практически невозможным. С другой стороны, Южная Америка и Восточная Европа показывают более низкие коррупционные риски в результате жесткого контроля в таких областях, как проведение аудиторской проверки.
В Индексе государственной антикоррупционной политики в оборонном секторе подробно разбирается, какие меры предпринимают 82 страны мира по сокращению коррупции. В 2011 г. 94% мировых расходов на оборону, составившие 1,6 трлн. долларов, пришлись на эти страны.. Страны делятся на группы от A (очень низкие коррупционные риски) до F (критический уровень) в соответствии с детальной оценкой по 77 индикаторам, охватывающим пять наиболее значимых зон риска: политические риски, финансовые риски, кадровые риски, операционные риски и риски, связанные с закупкой товаров.
«Коррупция в оборонном секторе опасна, вызывает разногласия в области принятия важных решений и способствует нерациональному использования ресурсов. За нее платят граждане, военнослужащие, компании и правительства. Тем не менее, большинство правительств делает очень немного для предотвращения этого, оставляя многочисленные возможности для сокрытия коррупции от общественного контроля и расходуя средства, которым можно было бы найти лучшее применение», объясняет Марк Пайман, директор программы.
ТИ призывает правительственные учреждения сделать этот традиционно закрытый сектор, в который вовлечены большие объемы государственных финансовых средств, более открытым. Оборонные предприятия должны сделать более доступной для граждан информацию об оборонных финансовых сметах и заказах. Законодатели должны обладать более надежным инструментом контроля и надзора в данном секторе, имея и доступ, и средства для сокращения коррупции.
ТИ оценивает мировые потери от коррупции в оборонном секторе как минимум в 20 млрд. долл. в год (по данным Всемирного банка и Стокгольмского международного института по изучению проблем мира). Это эквивалентно общей сумме, которую в 2009 г. Большая восьмерка планировала выделить на борьбу с голодом в мире.
Политики недостаточно контролируют ситуацию. Граждан держат в неведении.
Индекс демонстрирует, что только 15% стран, вошедших в данное исследование, осуществляют политический контроль над оборонным сектором, который можно охарактеризовать как всеобъемлющий, прозрачный и эффективный. У 45% стран контроль над оборонным сектором незначителен или полностью отсутствует. 50% стран демонстрируют лишь минимальные доказательства проверки закупок на нужды военного производства и закупок продукции военного назначения.
Данное исследование также показало, что граждане часто получают отказ в предоставлении базовой информации об оборонном секторе. Расходы бюджета на оборону в половине государств либо полностью непрозрачны, либо включают очень ограниченную и не детализированную информацию. В 70% стран граждане лишены элементарных сведений о том, сколько денег тратит их правительство на секретные статьи расходов.
По словам г-на Оливера Кавера, основного разработчика данного исследования, «этот индекс дает ясно понять, что в данном секторе существует серьезная угроза коррупции. Поражает то, что в ряде областей эта угроза практически не ощущается, например, в зонах вооруженных конфликтов, где коррупция может пустить глубокие корни. Наш индекс поможет всем понять эти риски и бороться с ними. Органы государственного управления должны навести порядок в этом секторе, и наш отчет дает практические советы по достижению прозрачности. Действия в этом направлении спасут жизни военнослужащих и простых граждан, а властям сэкономят миллиарды долларов».
Обращение к редакторам:
- Данный индекс является однотипным с Индексом государственной антикоррупционной политики в оборонном секторе, обнародованном 4 октября 2012 г., который дал оценку 129 оборонным компаниям с точки зрения их готовности противодействовать коррупции.
- Зайдите на сайт http://government.defenceindex.org, чтобы найти более подробный анализ 82 государств общим объемом свыше 1 млн слов.
- Программа по обороне и безопасности британского отделения ТИ помогает развивать целостность и честность, противодействовать коррупции в органах обороны и безопасности во всем мире через поддержку национальных антикоррупционных реформ, добиваться прозрачности в сфере торговли оружием и, воздействовать на политику в области обороны и безопасности. Британское отделение ТИ осуществляет данную программу по поручению международного движения ТИ. Дополнительную информацию об этой программе можно найти здесь: www.ti-defence.org
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Этот индекс группирует страны в соответствии с уровнем коррупционных рисков в каждой из них. Коррупционные риски обуславливаются опасностью коррупции, степенью ее распространения и частотой, с которой граждане сталкиваются с ней.
Группа A – очень низкий уровень (2 страны): Австралия, Германия
Группа B – низкий уровень (7 стран): Австрия, Норвегия, Южная Корея, Швеция, Тайвань, Великобритания, США
Группа C – средний уровень (16 стран): Аргентина, Бразилия, Болгария, Чили, Колумбия, Хорватия, Чехия , Франция, Греция, Венгрия, Италия, Япония, Латвия, Польша, Словакия, Испания
Группа D+ – высокий уровень (15 стран): Босния и Герцеговина, Кипр, Индия, Израиль, Кения, Кувейт, Ливан, Мексика, Непал, Сербия, Сингапур, ЮАР, Таиланд, Украина, ОАЭ
Группа D- – высокий уровень (15 стран): Бангладеш, Беларусь, Китай, Эфиопия, Грузия, Гана, Иордания, Казахстан, Малайзия, Пакистан, Россия, Руанда, Танзания, Турция
Группа E – очень высокий уровень (18 стран): Афганистан, Бахрейн, Кот- д’Ивуар), Индонезия, Иран, Ирак, Марокко, Нигерия, Оман, Филиппины, Катар, Саудовская Аравия, Шри-Ланка, Тунис, Уганда, Узбекистан, Венесуэла, Зимбабве
Группа F – критический уровень (9 стран): Алжир, Ангола, Камерун, Демократическая Республика Конго, Египет, Эритрея, Ливия, Сирия, Йемен
Press contact(s):
Maria Gili
E: .(JavaScript must be enabled to view this email address)
T: +44 (0)20 7922 7975
Rachel Davies
E: .(JavaScript must be enabled to view this email address)
T: +44(0)20 7922 7967



